В этот день (в ночь с 11-го на 12-е) в 1940 году британские палубные самолеты-торпедоносцы “Свордфиш” с авианосца “Илластриес” нанесли удар по итальянскому флоту в Таранто. Один линкор был для итальянцев потерян (“Кавур” – не восстановлен до конца войны), еще два серьезно повреждены (“Литторио” и “Дуилио”, попали 6 торпед из 11, вкл. одну невзорвавшуюся, но “Юлий Цезарь” – наш будущий “Новороссийск” тогда не пострадал). И это при том, что в налете участвовал всего21 биплан со скоростью около 200 км/ч (11 с торпедами, остальные с бомбами – последними были легко повреждены крейсер и 2 эсминца), 2 из них потеряно – а итальянцы выпустили ок. 20.000 зенитных снарядов!
Британское “супероружие” для 1940 года – торпедоносец “Свордфиш”! Как грится “в умелых руках и ослиная челюсть – грозное оружие”
“Илластриес” со “Свордфишами”
Севший на дно “Кавур”
“Литторио”
“Дуилио”
В результате итальянский флот, поджав хвост, ушел на север…
Что-то подобное британцы планировали еще в конце ПМВ, против немцев (правда в объеме в 10 раз большем – разработали ивыпустили первый в мире палубный торпедоносец – Сопвич “Куку”), но не успели – противник дисциплинированно привел свои корабли в Скапа-Флоу, где сам и затопил их. В 1940 г. выдался случай реализовать задуманное, правда противник был “пожиже”, но вот самолеты не сильно отличались…
Вообще итальянцам крупные боевые корабли – как 5-е колесо в телеге – вот боевые пловцы, сверхмалые подлодки, торпедные/взрывающиеся катера – это их (северян, конечно – из Падании которые), а “крупные формы” – нет!
Не думаю, что японцы приняли Таранто за образец для Пирл-Харбора – в 1904 г. в Порт-Артуре тоже были “неожиданные” торпеды, просто самолетов еще не было – но прилежно изучили британский опыт точно!
P.S. 3 торпеды попали в новейший линкор “Литторио” и нанесли ему серьезные повреждения – корабль выбросился на мель, чтобы не затонуть – противоторпедная защита Пульезе не помогла – а ведь именно ее ошибочно приняли для наших строящихся линкоров типа “Советский Союз”!
Итальяшки стопудово ушами прохлопали, как и америкосы. Читал воспоминания какого-то адмирала, пишет что на их крейсерах был винный водопровод по офицерским каютам. Так что какая там нафиг боеготовность…
Идея интересная! На одном заводе пивопровод в приемной директора поставили – тоже ни к чему хорошему не привело
Винопровод вернее будет.
На последнем фото, похоже, тоже «Кавур». Уж очень похожи и сами корабли, и углы урена, и уровень воды относительно стволов.
Первая найденная фотка “Дуилио” – верная – “пропала” – такое бывает в сети, так что поставил ту что подвернулась – да и ПЕС с ними!