Испанские “Тайфуны”

Продолжу свой справочник по авиастроительным державам…
Ранее была Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испанские ВВС вступили в реактивную эру достаточно поздно (до 60-х годов использовались 111-е Хейнкели и 109-е Мессершмитты, правда с британскими движками – своеобразный симбиоз!), потом перешли на американские и французские машины (это нас сейчас не интересует!), но предпринимали и собственные шаги (сейчас в испанском авиапроме одна компания – CASA, к-рую и поглотил “Эрбас” в 2009 году) :

1) НА-200 “Саета”/НА-220 “Супер Саэта”
Первый испанский реактивный самолет (учебно-боевой) НА-200 (в испанских ВВС Е.14) компании Испано Ависьон (слилась с CASA в 1971 году) создал Вилли Мессершмитт в 1955 году, в производство он запущен в 1962 году. Двигатели французские – Турбомека “Марбур”. Самолет поставлялся Египту (100 машин, в т.ч. 90 собрано в Хелуане по лицензии). На базе “Саеты” в 1970 году разработан одноместный легкий штурмовик НА-220 (в испанских ВВС – С.10). С вооружения самолет снят в 1981 году. Всего произведено (включая египетские) 212 НА-200/НА-220 (в т.ч. 25 одноместных). Принимали участие в боевых действиях в Западной Сахаре.


УБС НА-200, скорость 805 км/ч (НА-220 – 960 км/ч), макс.взлетный вес 3,5т (3,6т), вооружение – НУРС, бомбы, пушки в подвесных контейнерах (+1 пушка – 20-мм)

2) С-101 “Авиаджет”
В 1977 году был создан учетно-боевой самолет С-101 “Авиаджет” (в ВВС Испании – Е.25), техническую помощь оказывали МББ (традиционно!) и Нортроп. Самолет производился в 80-е годы и поставлялся на экспорт: Иордании (16 машин), Гондурасу (4 единицы) и Чили (5 поставлено из Испании и 30 собрано на месте компанией ЭНАЕР). Всего произведено (включая чилийские) 166 С-101. Самолет состоит на вооружении. Двигатели – американские Гаррет TFE731.


С-101 испанской пилотажной группы. Скорость до 770 км/ч, макс.взлетный вес 5,6т, вооружение 1 пушка (30-мм), 2 УР “Шафрир”, до 2,2т боевой нагрузки

3) Еврофайтер “Тайфун”
Испания принимает участие в программе разработки и производства европейского истребителя “Тайфун” – у страны (компания – филиал Эрбаса –  CASA) там было изначально 13% (сейчас, через EADS – меньше). Первый самолет полетел в 1994 году (британский прототип ЕАР – в 1986 году), но Испания получила первый серийный самолет лишь в 2003 году. Всего изначально планировалось закупить 100 машин (вместе со стоимостью разработки цена одной – 160 млн.евро…). РЛС (в разработке вариант с АФАР) и двигатели совместной разработки, но и там у Испании вторые роли. Всего на сегодняшний день в Испании произведено 73″Тайфунa” (в ВВС cтраны они – С.16), поставки завершены, рассматривается возможность закупки еще 40 машин. Кроме того испанцы производят части самолета для всей программы – например левые крылья (правые делают итальянцы). Экспорт “Тайфунов” “куском” испанцам “не грозит” – партнеры поделили потенциальных покупателей без них – британцам достался Бл.Восток (самые денежные клиенты!), немцам остальная Азия и Латин.Америка, итальянцам – Турция (а та уже выбрала F-35), правда с Кувейтом итальянцы перебежали дорогу британцам – впарили 28 машин!


“Тайфун”. Скорость до 2.500 км/ч, макс.взлетный вес 23,5т, потолок 16.800м, вооружение 1 пушка (27-мм), до 7,5т бомб (вкл. УАБ), УР и пр.

4) Кроме того на базе совместно разработанного с индонезийцами легкого турбовинтового ВТС CN-235 производился БПС – MPA “Персьюадер”, kак правило применяются на патрулировании не вооруженными, но конструктивно способен обнаруживать и атаковать морские цели ракетами и торпедами (6 узлов подвески). Поставлено ок. 30 самолетов (не считая пр-ва в Индонезии), сейчас ведется пр-во модернизированного варианта – С-295 МРА (поставлено уже больше 20 самолетов)

В настоящее время самостоятельных перспективных разработок в области боевой авиации испанский авиапром не ведет, не в состоянии этого сделать, но страна присоединилась к франко-немецкому проекту разработки перспективного истребителя

Таким образом всего Испания произвела за примерно 50 лет примерно 450 реактивных боевых и учебно-боевых самолетов.
Кроме того в 1969-71 гг испанцы выпустили по лицензии 70 истребителей F-5A/B и собрали 8 AV-8B “Харриер” II
Состояние ВВС Испании см. тут: http://nosikot.livejournal.com/906158.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.