Самый массовый самолет, выпускавшийся индийским авиапромом — лицензионный МиГ-21

Продолжение справочника «Боевые реактивные самолеты».
До этого было:

Швеция — https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания — https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия — https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша — https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния — https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 — https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Франция, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-2-zolotoj-vek/
Франция, Часть 3 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-3/
Британия, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-1-pochivanie-na-lavrah/
Британия, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-2-nositeli-jao/
Британия, Часть 3 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-3-evrostrategicheskie-bombardirovshhiki/
Британия, Часть 4 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-4-metanija-i-popytka-uderzhatsja-naverhu/
Британия, Часть 5 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-5-sovremennoe-sostojanie-i-perspektivy/

Иран —https://nosikot.ru/iran-boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik/

Пакистан — https://nosikot.ru/pakistan-boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik/

Тайвань — https://nosikot.ru/tajvan-boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik/

Корея (юж.) — https://nosikot.ru/koreja-boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-rastushhij-aviatigr/

ЮАР — https://nosikot.ru/juar-boevye-reaktivnye-samolety/

Бразилия — https://nosikot.ru/brazilija-boevye-reaktivnye-samolety/

Аргентина — https://nosikot.ru/argentina-boevye-reaktivnye-samolety-shli-v-chisle-pervyh-no-skopytnulis/

Лицензионное производство за пределами Европы — https://nosikot.ru/licenzionnoe-proizvodstvo-vne-evropy-boevye-reaktivnye-samolety/
Вернемся в Азию — Индия на очереди:

Несмотря на свою приверженность (на словах) философии ненасилия индусы, учитывая окружение (Китай, Пакистан, 4 войны), вынуждены были усиленно вооружаться с конца 50-х годов, включая, естественно, и боевую авиацию. Тут в ход шли и собственные разработки и лицензионное производство:

1) HAL HF-24 «Марут»
Этот истребитель-бомбардировщик создан авиаконструктором К.Танком в 1961 году. 2 лицензионных британских двигателя Бристоль Сиддли «Орфей» (планировался перспективный египетский двигатель). В 1967-77 гг выпущено 147 «Марутов». Принимали участие в индо-пакистанской войне 1971 г. С вооружения снят.


Скорость до 1.110 км/ч, макс.взлетный вес 10,9 т, потолок 13.800м, вооружение 4 пушки (30-мм), до 1,8 т боевой нагрузки

2) HAL HJT-16 «Киран»
Этот УБС создан в 1964 году. Лицензионный двигатель Роллс-Ройс «Вайпер». В 1968-85 гг произведено 190 «Киранов». Состоят на вооружении. В БД участия не принимали. Из наличия 6 машин поставлены Бирме


Скорость до 700 км/ч, макс.взлетный вес 4,2 т, потолок 9.200м, вооружение 2 пулемета (7,62-мм в подвесном контейнере) или 230 кг боевой нагрузки

3) HAL LCA «Теджас»
Легкий истребитель «Теджас» впервые полетел в 2001 году. Создание самолета идет очень тяжело — свой двигатель («Кавери») создать не удалось (несмотря на помощь наших и французских специалистов), есть проблемы с перевесом. Двигатель — американский Дженерал Электрик F404 (на Мк2 — F414). РЛС — израильская Элта М-2032 (планируется новый радар с АФАР — М-2052, «совместной разработки»). В малосерийном производстве с 2007 года, произведено ок. 40 «Теджасов» (вкл. прототипы), заказано 123 машины (всего — 300+; испытывается и палубный вариант, разрабатывается Мк2 и 2-х двигательный вариант)… Самолеты из первой серийной партии (20 ед.) поступают на вооружение с 2015 г.


Скорость до 1.920 км/ч, макс.взлетный вес 13,3 т, потолок 15.300м, вооружение 1х2 пушки (23-мм), до 4 т боевой нагрузки

4) HAL HJT-36 «Ситара»
Этот УБС создан в 2003 году. Двигатель — наш лицензионный (в планах) Сатурн АЛ-55 (разработка отстает на 2 года от плана, на первые два самолета установили французские «Ларзак»). В малосерийном производстве с 2009 года. Выпущено 16 «Ситар» (включая прототипы), пока заказано 15 самолетов, контракт на 73 машины отложен, план — 200. На испытаниях, к принятию на вооружение не готов…


Скорость до 1.000 км/ч, макс.взлетный вес 4,6 т, потолок 9.000м, вооружение 2 пулемета (12,7-мм в подвесном контейнере) до 1 т  боевой нагрузки

Продолжается разработка индусами самолетов «следующего поколения» — 5-го, в двух вариантах (легкий и тяжелый), участие в совместной с нами программе «приостановлено» (но для его возобновления нет никаких предпосылок), а также перспективного УБС — вместо «Ситары»… В разработке и беспилотники различного назначения

Т.о. Индия на сегодня произвела больше 390 реактивных боевых самолетов собственной конструкции и это число будет со скрипом, но расти. Кроме того была обширная программа лицензионного производства: британские «Нэт» (316 самолетов, включая вариан «Эджит»), «Ягуар» (116, вкл. французский вариант, производство продолжается), «Хок» (56, производство продолжается), есть сообщения о производстве «Вампир» Мк.52 и Т.55, но подтверждения и цифры не нашел — если кто поделится — буду признателен! И наших самолетов: МиГ-21 (657 истребителей, 220 -бис только отверточная сборка), МиГ-27 (в Индии «Бахадур», 165) и Су-30МКИ (сборка из самолето-комплектов с растущей локализацией, к заказанным изначально 272 ед. добавили еще 12, производство еще продолжается). Все это дает Индии почти 2.200 самолетов.

2 комментария к «ИНДИЯ — боевые реактивные самолеты — еще одна попытка азиатов «делать самим»»
    1. последний — сами, но консультантов тягали по деталям — вот интегрировать системно и не смогли — теджас — самолет конца 50-х

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.