Як-152 – первый полет самолет совершил в сентябре 2016 г., МО РФ уже даже заказало 150 таких машин и + ДОСААФ 100 с лишним.
Сам самолет является глубокой модернизацией широко распространенного УТС Як-52, причем неск. лет назад на его базе яковлевцы уже создали новый УТС для Китая – L-7 (с наших же двигателем М14, но воспроизведенным по лицензии – в Воронеже пр-во остановлено).
Так вот основным отличием от китайского варианта, очевидно станет двигатель – вместо воронежского М14Х (или его китайской копии) на новом Яке планировали устанавливать немецкий дизель RED AO3 !
Обещали первые серийные “вчера”… Пока есть сообщения о “проработке” вопроса установки доработанного варианта двигателя ВК-650 (разрабатывается для вертолета “Ансат”, его тоже еще НЕТ) на Як-152…
Что тут можно сказать (+ появившаяся “уральская” альтернатива):

– авиационные дизели пытались широко внедрять в авиацию в 30-40-е годы (например доработка одной из машин Л.Бартини – дальний бомбардировщик Ер-2 отличался неплохими ТТХ, при условии надежности двигателей АЧ-30Б)
– на базе разработок авиационных дизелей вырастало целое семейство двигателей для наземной и морской/речной техники (пример М-501)
– вне всякого сомнения нам сейчас не повредит современный, надежный дизель в диапазоне мощностей 300-500+ л.с.
– двигатель и сама фирма – не совсем немецкие – их создал выпускник казанского КАИ Владимир Райхлин (эмигрировал в 90-е сначала в Израиль, потом в Германию) – но в разработке он опирался на западную пром-сть и ее возможности – у нас условия иные – и они не улучшились
– идут разговоры о “локализации” пр-ва этих двигателей в РФ (хотя практически ничего в этом направлении до сих пор не сделано, а в Воронеже пр-во авиадвигателей М14 остановлено – как и мелкосерийный выпуск перспективного М9) – но остаются пока разговорами – максимум достигнутого – отверточная сборка (или имитация таковой) на “Руссо-Балте”.
– если же вопрос это уже решенный, то неизвестно каким образом гарантировать – в современных крайне непростых отношениях со странами Запада, особенно в сфере ВТС (на МРК пр. 21631 пришлось уже менять немецкие дизеля на китайские – со снижением качества и задержкой по времени) – надежность поставки и обслуживания двигателей, передачи лицензии и работы с кооперацией – не думаю, что кто-то сможет сейчас это сделать!

Но по факту сейчас имеем, в данном случае банальное – наши деньги вкладывались в западную экономику! А сейчас, помимо продолжения этого же, но кружными путями – еще и в азиатские…
Правда надо помнить, что разработка этого немецкого дизеля началась еще при Сердюкове, но даже при этом начало работ по переносу разработки и производства нового двигателя в Россию, скажем в 2014 г. уже дала бы какие-то результаты. Хотя, конечно, в Германии то оно “комфортнее” – со всех точек зрения…

Об уральской инициативе – это весьма активный, “чей то” УЗГА (уже поставил МО РФ больше 150 австрийских учебных самолетов DA40/42, активно продвигает на замену Ан-2 турбовинтовой “Байкал”) – они предложили турбовинтовой УТС-800 – на основе ТВД ВК-800 (тот же, что и для “Байкала”, предсерийный образец появится не ранее следующего года) – первый летный экземпляр (с импортным ТВД – !) обещали осенью 2021 г

Так что в реальности у нас тут пока – только “перспективы”

10 комментариев к «Новый учебный “Як” с немецким движком – типичное “импортозамещение” + уральская “альтернатива”»
  1. Видел. Я про этих уродов. Ведь ни самолёта, ни дизеля, ни денег. Как бы всё это обозвать?

    1. Зато у кого-то наверняка благосостояние поправлено! Радоваться надо…

    1. Не, это вывод/трансфер – перемещение когда из бюджета на коттедж за город

  2. Макулатуру в чемодане возить в подвал? Это явная отсталость. Перемещение посредством телепортации – стильно, модно, молодёжно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.