Похоже проект умирает сам собой – в  2020-22 гг выпускалось по 11-13 самолетов (пик – 35 в 2014 г), в этом с начала года ни одного, а нынешний кризис с санкциями его просто добивает – есть программа полного (ну, почти…) импортозамещения в версии “нью”, сейчас строятся несколько самолетов по этой схеме – что из этого получится (в т.ч. цены, стабильность кооперации, обслуживание, да и потребность авиакомпаний) – посмотрим! Как раз время для того чтобы понять “жалеть или плюнуть” нелишне вспомнить что такое программа Суперджет вообще:

– сами «Сухие» изначально отправляли в ГСС самых малопригодных техн.спецов (зато манагеры на проект быстро нашлись «отовсюду»)
– затраты на проект составили уже астрономическую сумму в несколько миллиардов долларов
– результатом стал убыточный (каждый самолет выпускается и продается с убытком, т.е. все они – дотационные), весьма неоднозначный (в областях а) технологичности, б) эксплуатационных качеств, в) доли «локализации» изделия) региональный самолет, пользующийся очень ограниченным спросом, к-рый явно уже не вырастет (если исключить упомянутое выше)
– при убыточности продаж иностранная кооперация (до 80% в с/с самолета) оплачивается ПОЛНОСТЬЮ – т.е. мы, теряя деньги продолжали кормить западный авиапром!
Между тем крупные денежные вливания настоятельно требуются в программы разработки семейства двигателей ПД-14 (кстати и со своим вариантом для “Суперджета”!), перспективного мощного ПД-35, широкофюзеляжного самолета, импортозамещения БРЭО и многих других, значительно более важных, чем мифичекский уменьшенный вариант Суперджета (замена ему – турбовинтовой, см. ниже, а там тоже нужен новый движок)…
Теперь о “плюсах” – да, они есть:

– в результате плотного сотрудничества с западными компаниями по проекту кто-то у нас что-то понял в том как они работают в отрасли, в чем отличия от нас (в частности – в области сервиса, к-рый так и не удалось наладить по данномму типу!) – ну вот на этом и выпуске опытной партии и НАДО БЫЛО остановиться, перебросив усилия на следующие проекты – с бОльшей долей своего участия

– сейчас возможны международные рейсы с использованием Суперджетов (если их не догадаются арестовывать “взамест” лизинговых…)

 

P.S. Вообще в качестве “регионала” нам нужен надежный и экономичный турбовинтовой самолет – сможет ли стать таким обновленный Ил-114 – посмотрим и там вопрос в “движке” (собственно он для легкого ВТС Ил-112 нужен…)
P.P.S. Недавно озвученные цифры иноучастия в МС-21 – 40% – не дают никаких поводов для оптимизма по “импортозамещению” на этом направлении в среднесрочной перспективе – но решать вопрос надо – только вот с другими исполнителями и ответственными – нынешние ПОЛНОСТЬЮ себя показали!

Возврат к Ил-96 и Ту-204 – как временная мера возможен и пытаются идти по этому пути, странно, что про Ту-334 не вспоминают…

9 комментариев к «Суперджет – черная дыра или в нем были плюсы для России?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.