Занятное фото чешских “Альбатросов”!Продолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/

Пришло время Чехии – исторически самой промышленно-развитой страны Восточной и Центральной Европы, арсенала “лоскутной монархии”, а затем и Гитлера. Естественно страна имела и развитый авиапром, к-рый после войны стал использоваться в интересах СССР и наших союзников, производя как лицензионные, так и собственные боевые/учебно-боевые самолеты:1) L-29 “Дельфин”
Этот УБС был создан в 1959 году для участия в конкурсе ОВД, где он и победил (говорят по большинству параметров выиграл наш Як-30, но было принято политическое решение). Производился в 1963-74 гг, всего выпущено 3.665 L-29 (!). Двигатель местной разработки М-701. Подавляющее большинство машин было поставлено странам ОВД (в т.ч. больше половины в СССР, поляки “затаили хамство” и приняли на вооружение собственный УБС – см. по ссылке наверху!), но часть ушла на экспорт и в “дальнее зарубежье”: Ангола (6 машин), Гвинея (3), Мали (6), Афганистан (24), Вьетнам (12), Гана (3), Египет (120), Ирак (78), Сирия (~70), Уганда (3), в т.ч. вторичные поставки. Так же самолеты продавались частным владельцам во многих странах. Как легкие штурмовики участвовали (и продолжают!) в боевых действиях в многочисленных конфликтах в странах 3-го мира (в то же время все “чеченские” были уничтожены на земле в 1994 году). Во многих странах остается на вооружении или “числится”.
Л-29, скорость до 655 км/ч, макс.взлетный вес 3,5т, вооружение 200 кг боевой нагрузки

2) L-39 “Альбатрос”
Этот УБС создан в 1968 году для замены “Дельфина” и в целом повторил его судьбу – стал стандартным для ВВС стран ОВД, а для большинства наших военных летчиков – “летающей партой” и дорогой в небо. Всего в 1970-1999 гг произведено 2.868 L-39 (в т.ч. 585 версии “Z” с расширенными ударными возможностями и более мощными двигателями). Двигатель – лицензионный Ивченко АИ-25. Кроме стран ОВД самолет поставлялся в десятки стран мира, вот лишь нек-рые: Ирак (81 самолет), Афганистан (26), Таиланд (40, с израильским БРЭО), Сирия (40+), Нигерия (21), Ливия (110), Египет (60+), Алжир (30) и др. Принимали и принимают участие в боевых действиях по всему миру, в т.ч. в Сирии. Самолет используется многими пилотажными группами и частными владельцами.
Cейчас в пр-ве модификация NG – с новой авионикой и двигателем Вильямс FJ-44 – планируют как модернизировать выпущенные, так и производить новые, начало – 2019 год, заказы уже поступают, в пр-ве малая серия из 4 машин для Чехии, поступил заказ на 12 самолетов от Вьетнама…


“Альбатросы” в полете. Скорость до 980 км/ч, макс.взлетный вес 4,7т (Z – 5,7т), вооружение боевая нагрузка до 300 кг (вариант “Z” – 1 пушка 23-мм, до 1,3т боевой нагрузки, включая 2 УР “в-в”)

Одно из отличий NG – “чистые” законцовки крыла

2.1) L-59 “Супер Альбатрос”
Модернизация “Альбатроса” с другими двигателями (Лотарев ДВ-2), авионикой и пр . – L-39MS. В 1986-96 гг Произведено 70 L-59, в т.ч. 48 для Египта и 12 для Туниса. На вооружении.


L-59, скорость до 870 км/ч, макс.взлетный вес 7т, вооружение 1 пушка (23-мм), до 1,5т боевой нагрузки

2.2) L-159 ALCA
Этот одноместный легкий ударный самолет/штурмовик был создан в 1997 году на базе L-59 и является глубокой модернизацией L-39. Двигатель – американский Ханиуэлл F124. Установлена итальянская РЛС “Грифо”. В 1997-2003 гг было выпущено 72 L-159 (3 поставлены Испании, поставленные машины были возвращены, треть для ВВС Чехии, остальные – для переделок под заказчика), в 2015 году с Ираком подписан контракт на 14 машин (вкл. 1 новый, остальные из наличия). Состоят на вооружении чешских и иракских ВВС. В 2007 году круг замкнулся – на базе одноместного самолета чехи создали УБС L-159T. Используются гражданскими операторами в США (20+ машин), применяются в б/д в Ираке


L-159. Скорость до 935 км/ч, макс.взлетный вес 8т, потолок 13.200м, вооружение до 2,3т боевой нагрузки, включая УР “в-в” и “в-з”, возможна установка 2 пушек (20-мм).

2.3) F/A-259
Заявлено о разработке “боевого самолета” L-259, двигатель – как и на  159-м, БРЭО – израильское. Цель – участие в конкурсе США на легкий штурмовик. Новостей о нем давно нет…


ТТХ не обьявлены

Т.о. чешский авиапром выпустил за 40 лет (1963-2003 гг) почти 6.700 реактивный самолет собственной разработки, в основном УБС. Это больше всех остальных стран Восточной Европы вместе взятых в несколько раз. Больше, чем Швеция, Италия, Канада и где-то на уровне Франции. Конечно легкий УБС это не двухдвигательный тяжелый сверхзвуковой истребитель с мощным БРЭО, но, фактически СССР и наши союзники обеспечили чехам хорошие заказы, высокооплачиваемые рабочие места и подготовку высококлассных специалистов – это не нефтегаз за бугор гнать! Оценочно, по нынешним ценам, поставки чешских УБС странам ОВД, их обслуживание и т.п. дали чешской экономике больше 100 млрд.долл. хороших (т.е. не сырьевых) денег и это без учета коммерческого экспорта, к-рый без советских заказов был бы под вопросом… Эта цифра примерно сравнима с той, к-рую РФ заработала на экспорте вооружений за ВСЁ время своего существования! А вот после евроинтеграции сразу началась пробуксовка – производство измеряется единицами, а не тысячами, перспектив практически нет. Такие дела!
Кроме собственных самолетов чехи выпускали и истребители по нашей лицензии – МиГ-15 (3.486 самолетов), МиГ-19 (103) и МиГ-21 (194), вместе с ними чешский счетчик достигнет 10.500 реактивных самолетов!
Кроме того в 1951 году чехи выпустили 12 S-92 – своего варианта немецкого Ме-262. Чешские МиГ-15 поставлялись на экспорт в СССР (МиГ-15УТИ, на к-ром разбились Гагарин и Серегин был чешского пр-ва), Румынию, Египет, Индонезию, Кубу, Финляндию, Гвинею-Бисау, ГДР, Венгрию, Ирак и Албанию
О состоянии ВВС Чехии (и Словакии) см. тут: http://nosikot.livejournal.com/900895.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.