Наши потопленные корабли в Порт-Артуре

“Нахимов” на модернизации – на Западе тяжелые атомные крейсера пр. 1144 иногда называют “линейными” – всего было построено 4 таких корабля, но одновременно в строю никогда не было больше 2-х (и то непродолжительное время), сейчас – 1, ожидающий ремонта, так что когда/если закончат с “Нахимовым” он тоже будет в одиночестве…

“Сжимаем” с двух сторон историю непутевого флота:
– в результате совершенно авантюрной политики Александра I Россия была разбита Наполеоном в Европе и вынуждена была оставить ВСЕ свои с таким трудом завоеванные позиции на Средиземном море – в т.ч. “Республику 7 островов”, адм. Д.Сенявин сдал эскадру британцам (отдельные корабли тоже “пропали”)
– в 60-80-е годы недостаточно волевая позиция Горшкова привела к бездумной трате огромных народных денег на совершенно илиотские проекты кораблей типа 1123 и 1143 – и это вместо того, чтобы “делом заниматься”!

А теперь продолжу “тяжкий экскурс” по судьбам наших броненосных кораблей:

23) “Ретвизан” 2х2х305-мм/40, 12х152-мм/45, американской постройки, заложен в июле 1899 г., спущен на воду в октябрее 1900 г., вступил в строй в декабре 1901 г., после прибытия в Россию отправился на ДВ в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, поврежден торпедой в январе 1904 г., участвовал в сражении в Желтом море, потоплен японской осадной артиллерией в ноябре 1904г., срок службы броненосцем в русском флоте – 3 года

Поднят и отремонтирован японцами, включен в состав своего флота под названием “Хизен” в ноябре 1908 г., участвовал в интервенции в Россию в 1918-21 гг, в июле 1924 г. потоплен на учениях линкорами японского флота

24) “Цесаревич” 2х2х305-мм/40, 6х2х152-мм/45, французской постройки, заложен в июне 1899 г., спущен на воду в феврале 1901 г., вступил в строй в августе 1903 г., после прибытия в Россию отправился на ДВ в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, поврежден торпедой в январе 1904 г., участвовал в сражении в Желтом море, после него интернировался в Циндао (германская колония в Китае) до конца войны, после возвращения на балтику – дальние походы в Арктику и в Средиземное море, участвовал в 1-й МВ, в 1917 г. переименован в “Гражданин”, с 1918 г. в море не выходил, продан на слом в Германию в 1924 г., срок службы броненосцем в русском флоте – 14 лет

25) “Бородино” 2х2х305-мм/40, 6х2хх152-мм/45, СПб, заложен в мае 1900 г., спущен на воду в августее 1901 г., вступил в строй в августе 1904 г., включен во 2-ю Тихоокеанскую эскадру, в мае 1905 года погиб в Цусимском сражении (крупнокалиберные снаряды), срок службы броненосцем – 1 год

26) “Александр III” 2х2х305-мм/40, 6х2х152-мм/45, СПб, заложен в мае 1900 г., спущен на воду в июле 1901 г., вступил в строй в июне 1904 г., включен во 2-ю Тихоокеанскую эскадру, в мае 1905 года погиб в Цусимском сражении со всем экипажем (крупнокалиберные снаряды), срок службы броненосцем – 1 год

27) “Суворов” 2х2х305-мм/40, 6х2х152-мм/45, СПб, заложен в августе 1901 г., спущен на воду в сентябре 1902 г., вступил в строй в июне 1904 г., включен во 2-ю Тихоокеанскую эскадру, в мае 1905 года погиб в Цусимском сражении со всем экипажем (крупнокалиберные снаряды и торпеды), срок службы броненосцем – 1 год

28) “Орел” 2х2х305-мм/40, 6х2х152-мм/45, СПб, заложен в мае 1900 г., спущен на воду в июл 1902 г., вступил в строй в октябре 1904 г., включен во 2-ю Тихоокеанскую эскадру, в мае 1905 года после Цусимского сражения по приказу флагмана сдался японцам, срок службы броненосцем в русском флоте – 1 год

Отремонтирован японцами, в июне 1907 г. включен ими в состав своего флота под названием “Ивами” (152-мм орудия заменены на 6 203-мм), участвовал в 1-й МВ и интервенции в Россию, в июле 1924 г. потоплен на учениях линкорами японского флота

29) “Слава” 2х2х305-мм/40, 6х2х152-мм/45, СПб, заложен в октябре 1902 г., спущен на воду в августе 1903 г., вступил в строй в октябре 1905 г., дальние походы в Средиземное море, участвовал в 1-й МВ, затоплен экипажем после боя с германскими дредноутами в Рижском заливе в октябре 1917 г. (в болю получил тяжелые повреждения, не мог пройти пролив из-за увеличившейся осадки), разобран эстонцами на металл в 30-е годы, срок службы броненосцем – 12 лет

30) “Потемкин” 2х2х305-мм/40, 16х152-мм/45, Николаев, заложен в сентябре 1898 г., спущен на воду в сентябре 1900 г., вступил в строй в мае 1905 г., в том же году команда устроила мятеж (часть матросов – “герои” с крейсера “Варяг”), корабль, после возвращения из Румынии (где он был интернирован) переименован в “св. Пантелеймон”, в 1917 г. – обратно, затем – в “Борец за свободу”, активно участвовал в 1-й Мировой на ЧМ, в мае 1918 г. захвачен германцами, в ноябре того же года – британцами, в апреле 1919 г. интервентами взорваны котлы и машины, разобран в 1923 г., срок службы броненосцем – 13 лет

31) “Евстафий” 2х2х305-мм/40, 4х203-мм/50, 12х152-мм/45, Николаев, заложен в марте 1904 г., спущен на воду в октябре 1906 г., вступил в строй в маее 1911 г., активно участвовал в 1-й Мировой на ЧМ, в мае 1918 г. захвачен германцами, в ноябре того же года – британцами, в апреле 1919 г. интервентами взорваны котлы и машины, разобран в 1922 г., срок службы броненосцем – 7 лет

32) “Иоанн Златоуст” 2х2х305-мм/40, 4х203-мм/50, 12х152-мм/45, Севастополь, заложен в октябре 1904 г., спущен на воду в апреле 1906 г., вступил в строй в марте 1911 г., активно участвовал в 1-й Мировой на ЧМ, в мае 1918 г. захвачен германцами, в ноябре того же года – британцами, в апреле 1919 г. интервентами взорваны котлы и машины, разобран в 1923 г., срок службы броненосцем – 7 лет

33) “Андрей Первозванный” 2х2х305-мм/40, 14х203-мм/50, 12х120-мм/50, СПб, заложен в апреле 1905 г., спущен на воду в октябре 1906 г., вступил в строй в апреле 1912 г., участвовал в 1-й Мировой и подавлении кронштадского мятежа, в августе 1919 г. поврежден торпедой британского ТК в Кронштадте, не восстановлен, в 1923 г. сдан на слом, срок службы броненосцем – 7 лет

34) “Павел I” 2х2х305-мм/40, 14х203-мм/50, 12х120-мм/50, СПб, заложен в октябре 1904 г., спущен на воду в августе 1907 г., вступил в строй в июле 1911 г., участвовал в 1-й Мировой, в 1917 г. переименован в “Республику”, в 1918 г. выведен в резерв, в 1923 г. сдан на слом, срок службы броненосцем – 7 лет

Т.о., по последней дюжине наших броненосцев:
– средний срок службы – 6 лет (т.е. самый маленький из 3-х групп кораблей!)
– погибли в бою – 6 кораблей (вкл. “Ретвизан”, “Славу” и “Андрея”)
– попали в чужие руки – 5 кораблей (вкл. сдавшийся “Орел”)
Такие вот дела!
В целом по броненосцам – 34 корабля (вкл. 3 ББО, включенных в эскадру):
– срок службы ок. 10 лет
– попали к врагам – 16 кораблей
– погибли в бою – 15
Но ВСЕ заложенные корабли были ДОСТРОЕНЫ – дальше будет хуже…

Далее перейдем к дредноутам/линкорам

 

Судьба русских броненосцев, Ч.1: https://nosikot.livejournal.com/5449099.html
Ч.2: https://nosikot.livejournal.com/5458459.html
Другие главы справочника “Русские крейсера“:
https://nosikot.livejournal.com/5154355.html (Ч.1)
https://nosikot.livejournal.com/5157643.html (Ч.2)
https://nosikot.livejournal.com/5160053.html (Ч.3)
https://nosikot.livejournal.com/5169604.html (Ч.4.1.)
http://nosikot.livejournal.com/1117992.html (эволюция названий крейсеров пр. 68-бис)
https://nosikot.livejournal.com/5170439.html (Ч.4.2.)
https://nosikot.livejournal.com/5192824.html (пр. 1144)

https://nosikot.livejournal.com/5317498.html (Ч.5 – Ракетная)
https://nosikot.livejournal.com/4260623.html (ТАРКР пр. 1144)
https://nosikot.livejournal.com/4272253.html (Соотношение сил в мире по артиллерийским кораблям после 2-й МВ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.