Проектный вид разрабатывавшегося в 80-е годы в Югославии “Нового авиона”

Продолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Сейчас пришло время Югославии. Нейтральной неприсоединившейся балканской стране удавалось не только закупать боевые самолеты в США и СССР (например F-86 “Сейбр”, F-84 “Тандерджет” и МиГ-21 и -29), но и разрабатывать собственные образцы (все – разработки и производства компании SOKO):

1) G-2 “Галеб”/J-21 “Ястреб”
УБС “Галеб” был создан в 1961 году. Производился в 1965-83 гг, всего выпущено 248 G-2. Поставлялся в Ливию (116 машин), Замбию (2) и Индонезию (1). На базе “Галеба” в 1965 году был создан легкий одноместный истребитель-бомбардировщик J-21 “Ястреб” (с более мощным двигателем и увеличенной боевой нагрузкой). В 1967-77 гг выпущено 121 машина. Поставлялись Ливии (20 машин). Двигатели – лицензионные британские Р-Р “Вайпер”. 4 самолета с югославскими экипажами принимали участие в боевых действиях в Заире в 1961 году, так же “Галебы” и “Ястребы” использовались в войне на Балканах в 90-е годы. Небольшая часть машин остается на вооружении ВВС Сербии, Хорватии (на хранении), несколько сохранилось даже в Ливии.


Хорватский “Галеб”. Скорость до 810 км/ч, макс.взлетный вес 4,3т, вооружение 2 пулемета (12,7-мм), до 300 кг боевой нагрузки


“Ястребы”, ТТХ немного иные: скорость до 820 км/ч, макс.взлетный вес 5,1т, вооружение 3 пулемета (12,7-мм), боевая нагрузка до 500 кг

2)  J-22 “Орао”
В 1974 году совместно с Румынией (IAR-93, см. соответствующую главу) был создан легкий истребитель J-22 “Орао”. С 1978 года до прекращения производства в 1992 году (в связи с развалом страны) выпущено 217 J-22. На экспорт не поставлялись. Двигатели – 2 лицензионных Р-Р “Вайпер”. Принимали участие в боевых действиях на Балканах. Состоят на вооружении ВВС Сербии.


Выставочный “Орао”. Как ни странно, несмотря на идентичность конструкции, югославы дают отличные от румынских ТТХ: скорость до 1130 км/ч, макс.взлетный вес 11,1т, потолок 15.000м, вооружение 2 пушки (23-мм), боевая нагрузка до 2,8т (!), включая УР “в-в” и “в-з”

3) G-4 “Супер Галеб”
Этот УБС создан в 1978 году, производился до развала Югославии, всего выпущено 85 G-4. Поставлялся в Бирму (6 машин). Двигатель, естественно, “Вайпер”. Естественно участвовал в Войне на Балканах. Остается на вооружении ВВС Сербии и Бирмы ( в Боснии и Черногории несколько машин в нелетном состоянии.


Анимация с УБС G-4. Скорость до 920 км/ч, макс.взлетный вес 6,3т, вооружение 1 пушка (23-мм), боевая нагрузка до 1,2т

Авиазавод компании SOKO располагался в г. Мостар, в Боснии, с началом войны сербам удалось эвакуировать большую часть оборудования, но производство самолетов не возобновилось – им не до того. Так что югославы потеряли не только свою страну, но и авиапром…
Лицензионного пр-ва иностранных самолетов в Югославии не было.
В 80-х годах югославы приступили к разработке перспективного истребителя, думаю о судьбе проекта нет смысла больше писать, а проектный вид “Нового авиона” – вверху этого поста…
Всего югославы выпустили больше 670 реактивных боевых самолетов.

2 комментария к «Боевые реактивные самолеты несчастной бывшей Югославии»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.