
Первый итальянский псевдореактивный самолет Капрони-Кампини N.1
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 – https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Продолжим с Италией:
До 2-й мировой войны Италия занимала на авиарынке заметное место, мало того, в условиях когда взлетевший в 1939 году первый в мире реактивный Не-178 был засекречен все считали пионером итальянский “Капрони-Кампини” N.1, взлетевший в 1940 году. Этот самолет имел комбинированную силовую установку тупиковой конструкции (скорость до 375 км/ч). Во время войны итальянцам было не до реактивной авиации, но после нее страну благосклонно встретили в НАТО (на одном крейсере разместили даже 4 шахты для БРСД(ПЛ) “Поларис”), в т.ч. в области авиационных программ. Особенно видную роль Италия заняла на рынке УБС (эдакая западная Чехия, но с меньшей массовостью). Вот с этого и начнем!
1) Фиат G.80/82
Этот УБС был создан в 1951 году, был предложен НАТО как стандартный, но не был выбран (страны пошли своими, разными путями). Оба варианта имели британские двигатели (80-й – де Хэвиленд “Гоблин”, 82-й – Роллс-Ройс “Нин”), попытка создания истребителя с американскими Аллисон J35 не удалась. Всего произведено 10 G.80/82 в виде прототипов и предсерийных образцов.
Скорость до 910 км/ч, макс.взлетный вес 6,3т, вооружение 2 пулемета (12,7-мм), до 340 кг боевой нагрузки
2) MB-326
УБС и легкий штурмовик создан в 1957 году. Двигатель – британский Бристоль Сиддли “Вайпер”. Серийно производился в 1961-75 гг, всего выпущено 650 МВ-326, в т.ч. (и в основном!) по лицензии в Австралии (85 самолетов), Бразилии (183, Эмбраер их выпускал как АТ-26 “Ксаванте”) и ЮАР (198 как “Импала” Мк.1 и Мк.2), кроме того самолеты поставлялись на экспорт в 10 стран (в т.ч. южноафриканского и бразильского пр-ва). Бразилия и ЮАР продавали и самолеты из наличия своих ВВС. 128 выпущенных самолетов – одноместные (легкие штурмовики). Продолжают оставаться на вооружении в ряде стран. Использовались в боевых действиях в Анголе, а также широко в противопартизанских операциях.
Скорость до 810 км/ч, макс.взлетный вес 3,8т, вооружение до 900 кг боевой нагрузки – бомбы, НУРС, пулеметные установки (одноместные – до 1т и могут нести пушечные подвесные установки)
3) МВ-339
УБС создан в 1976 году как замена предшественнику. Двигатель – тот же, модернизированный Роллс-Ройс “Вайпер” с большей тягой. Остается в производстве (точнее – в готовности к возобновлению) и на вооружении. Одноместный вариант (“Велтро”) не пошел. Всего по настоящее время произведено 231 МВ-339, в т.ч. на экспорт в 9 стран – 92 самолета. 9 самолетов проданы новозеландскими ВВС частной американской военной компании Дракен интернэшнл. Принимали участие в боевых действиях в Эфиопии и на Фолклендах. Базовые самолеты итальянской пилотажной группы Фрече триколоре – раньше частого гостя МАКС.
Скорость до 925 км/ч, макс.взлетный вес 5,9т, вооружение до 2т боевой нагрузки
4) S.211
Этот легкий УБС создан в 1981 году. Двигатель – американский (канадского филиала) Пратт-Уитни JT15. В 1984-94 гг произведено 63 самолета (в т.ч. 15 были собраны на Филиппинах, а 24 в Сингапуре), поставлялись в упомянутые страны и на Гаити. На Филиппинах остаются на вооружении, 2 бывших гаитянских самолета куплены одной “частной армией” в США, 2 других и бывш. сингапурские – на хранении в Австралии.
Самолет в 0-е переименован в М-311, а в 2015 году 2 выпущенных прототипа модернизированы в М-345 с новой авионикой и двигателем Уильямс FJ-44. ВВС Италии заказали 18 самолетов (в т.ч. 5 для пилотажной группы) и обьявили о потребности в 45 машин, пока выпущено 4 самолета…
Скорость до 740 км/ч, макс.взлетный вес 2,8т, вооружение до 660 кг боевой нагрузки
На 345-м макс. взлетная возросла до 4,2т, а боевая нагрузка до 1т
4) М-346 “Мастер”
Этот УБС создан на базе совместной разработки компании Эрмаччи и КБ Яковлева Як/АЕМ-130 (первый полет прототипа в 1996 году). В 2000 году принято решение разрабатывать свои версии отдельно, в результате появились М-346 (первый полет 2004 год) и Як-130. Итальянцы получили все КД (кроме двигателей и БРЭО) и право продавать свой вариант по всему миру, кроме стран СНГ. Двигатели – 2 американских Ханниуэлл F124. В Италии готов к серийному производству с 2008 года. Заказано ок. 150 машин – 30 Израилем (поставлены), 42 Италией (22 поставлены), 12 Сингапуром (поставлены), 16 Польшей (поставлены), Катар (поставлены), Грецией (10 заказано, 6 поставлено), Нигерией (заказано 12 + такой же опцион), Египет (24 заказано), говорят о заказах от бывш. АзССР (было “письмо” о 15 машинах) и ТуркССР (6). + построено 3 прототипа
Предлагается ударный вариант FA с РЛС “Грифо”
Скорость до 1/060 км/ч, макс.взлетный вес 9,5 т, вооружение до 3 т боевой нагрузки