Вот из такого уродца (“Мираж” I) и вышел, в конце концов “прекрасный лебедь”…Продолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 – https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Продолжим Францию:2-ю пол. 50-х годов и 60-е годы можно считать “золотым веком” реактивной авиации Франции. Виной тому – созданный с помощью немецких специалистов и на основе немецких наработок ТРД СНЕКМА “АТАР” 08/09 и аэродинамическая схема бесхвостка с треугольным крылом. Результаты внизу:
1) Сюд-Ост S.O.9000 “Трайдент”
Первый французский сверхзвуковой самолет, выпущенный небольшой серией, полетел в 1953 году. Силовая установка комбинированная – 2 ТРД Турбомека “Марбур” и 3 вспомогательных ЖРД. До закрытия программы было построено 12 “Трайдентов”.
На вооружение не принимались.


Скорость до 1.710 км/ч, макс.взлетный вес 5,5 т,

2) Дассо “Этандар”
Этот палубный истребитель-бомбардировщик был создан в 1956 году. Двигатель СНЕКМА “АТАР” 08. В 70-е годы была создана усовершенствованная модификация – “Супер Этандар” (с РЛС “Агава”). Всего в 1961-66 и 1977-83 гг выпущено 176 подобных самолетов. “Супер Этандары” поставлялись Аргентине (14 самолетов) и сдавались в аренду Ираку (5, 1983-85 гг). Иракские самолеты принимали участие в боевых действиях против Ирана, аргентинские – против Британии, французские – на Бл.Востоке, Югославии, Афганистане и Ливии. В Аргентине формально еще числятся на вооружении.


Скорость до 1.100 км/ч (“Супер” – 1.000), макс.взлетный вес 10,2 т (12,0), потолок 15.500м (13.700), вооружение 2 пушки (30-мм), до 1.400 кг боевой нагрузки (2,1т, в т.ч. 1 ПКР “Экзосет” или 1 КР ASMP или 2 УР “в-в”)

3) Дассо “Мираж” III/5
Этот знаменитый истребитель создан в 1956 году. Двигатель – СНЕКМА АТАР 09. РЛС Томсон “Сирано”. Для ВВС Израиля создавался специальный вариант (из-за эмбарго в страну не попал), позже ставший “Миражом” 5 (без РЛС, кроме варианта 50). Всего выпущено в 1958-86 гг 1962 “Миража”, включая лицензионные III в Швейцарии и Австралии (35 и 114 самолетов соответственно), 5 в Бельгии (105) и нелицензионные “Нешеры” в Израиле (63). Кроме этого на экспорт самолеты поставлялись в более чем 20 стран, в нек-рых остается на вооружении. В Чили и ЮАР модернизировался с помощью израильских специалистов (“Пантера” и “Чита” соответственно). Участвовали в многочисленных боевых действиях по миру. “Звездный час” – агрессия Израиля против своих соседей в 1967 году. Стандартным для стран НАТО самолет не стал – его выбил американский F-104 “Старфайтер”. Французские самолеты носители ЯО. Истребители “Мираж” 2000, созданные в конце 70-х годов, фактически являются модернизацией III-х, но я их вынес отдельно – новые двигатели и авионика, хотя о корнях надо помнить!


Скорость до 2.350 км/ч, макс.взлетный вес 13,7 т, потолок 17.000м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 4 т боевой нагрузки, включая 2 УР “в-в”

4) Дассо “Мираж” IV
Единственный французский “стратегический” (радиус действия без дозаправки с территории Франции не позволял достичь объектов в СССР – чтобы это “обойти” экспериментировали даже вылеты парой – один заправщик…) бомбардировщик создан в 1959 году. 2 двигателя СНЕКМА АТАР 09. РЛС Томсон “Сирано” (+навигационный). Фактически – увеличенный в размерах “Мираж” III. Всего в 1964-71 гг произведено 65 “Миражей”, на экспорт не поставлялись (предлагались Британии). Естественно носители ЯО. В боевых действиях не участвовали, с вооружения сняты.


Скорость до 2.340 км/ч, макс.взлетный вес 33,5 т, потолок 20.000м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 7,2 т боевой нагрузки, включая 1 КР ASMP (нет в варианте Р)

Добавлю еще один:

5) Бреге “Ализе”

Турбовинтовой палубный самолет ПЛО. Первый полет – октябрь 1956 г. В 1957-62 гг произведено 89 машин, поставлялись Индии (14 машин). ТВД Роллс-Ройс Дарт, РЛС CSF. Сняты с вооружения к 2000 г. Принимали участие в б/д против Португалии (освобождение Гоа), Пакистана и тамилов на Цейлоне.

Скорость до 520 км/ч, макс.взлетный вес 8,2 т, потолок 8.000м, вооружение торпеда и ГБ в бомбоотсеке, УР AS-12, НУРС, ГБ на внешней подвеске, до 7,2 т боевой нагрузки

“Мираж” III, созданный французами в этот период, позволил их авиапрому не только оснастить собственные ВВС, но и занять достойное место на мировом рынке истребителей. Следующая глава по Франции – завершающая – “современность”.

Не могу удержаться от фото еще одного прототипа данного периода:


Норд 1500 “Грифон” (с комбинированной СУ – ПВРД+ТРД)…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.