Двухдвигательный “Мираж” 4000 или “Супер Мираж” – прототип, в серию не пошел
Продолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 – https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Франция, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-2-zolotoj-vek/
Закончим Францию, с “современностью”:В конце 60-х и далее французский авиапром попытался закрепить свой успех на мировом рынке истребителей, достигнутый с помощью “Миража” III, предложив последовательно ряд моделей. Посмотрим, что у них получилось:1) Дассо “Мираж” F.1
Этот истребитель (высокоплан, в отличии от III) был создан в 1966 году. Двигатель – СНЕКМА АТАР 09, РЛС – Томсон “Сирано”. В 1967-1992 гг было выпущено 742 “Миражей” F.1, лицензионного пр-ва нигде не организовывалось. Самолет экспортировался в 12 стран (кроме того Ирану досталось 24 бывших иракских истребителя), в т.ч. в Ирак (108 машин), Испания (73, + 24 французских и катарских из наличия, но 16 испанских, в свою очередь, были поставлены Аргентине), Марокко (50), ЮАР (48), Греция (40), Ливия (38), Иордания (36), Кувейт (33). Французские, иракские, ливийские, эквадорские и южноафриканские истребители этого типа принимали участие в БД. Постепенно снимаются с вооружения (причем ЮАРовская фирма скупает списанные по свету).
Скорость до 2.340 км/ч, макс.взлетный вес 16,2 т, потолок 20.000м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 4 т боевой нагрузки, включая УР2) “Ягуар”
Этот ударный самолет создан совместно с Британией в 1968 году. 2 двигателя совместной разработки Роллс-Ройс т Турбомека “Адур”. На французской версии РЛС Томсон “Агава”. На экспорт поставляласть только британская модификация (кроме 12 собранных по лицензии в Индии “морских” “Ягуаров”). Продвинуть по лицензии в Японию самолет не удалось – там создали свой вариант. Всего в 1973-87 гг выпущено 217 “Ягуаров” французского типа. Принимали участие в БД. Носитель ЯО. С вооружения во Франции снят.


Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 15,7 т, потолок 14.000м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 4,5 т боевой нагрузки, включая УР

3) Дассо/Дорнье “Альфа Джет”
Этот УБС (и легкий штурмовик) был создан совместно с Германией в 1973 году. Двигатели – 2 французских “Ларзак”. Выпускался в двух вариантах – “Е” для Франции и французами на экспорт (+лицензионное производство) и “А” для Германии. Всего в 1977-91 гг во Франции был произведен 309 “Альфа Джет” (включая лицензионную сборку в Бельгии – 33 самолета и в Египте – 26), поставлялся в 6 стран (кроме Нигерии, к-рая выбрала немецкую модификацию и поставок немецких самолетов из наличия). Состоит на вооружении.


Скорость до 1.000 км/ч, макс.взлетный вес 7,5т, потолок 14.600м, вооружение 1 пушка (27-мм), 2 УР “в-в” или “в-з”, до 2,5т бомб или НУРС

4) Дассо “Мираж” 2000
Этот истребитель созданный в 1978 году является глубокой модернизацией “Миража” III. Двигатель СНЕКМА М53, РЛС Томсон RD. В 1982-2007 гг выпущено 623 “Миража”, они поставлялись на экспорт в 8 стран, в т.ч. ОАЭ (68 истребителей), Грецию (65), Тайвань (60), Индию (59). Принимали участие в БД. Французские – носители ЯО (вариант N – КР СД ASMP). Состоят на вооружении (N – снят в 2018 году).


Скорость до 2.530 км/ч, макс.взлетный вес 17 т, потолок 17.100м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 6,3 т боевой нагрузки, включая УР

5) Дассо “Рафаль”
Последний и самый современный французский многоцелевой истребитель был создан в 1986 году. 2 двигателя СНЕКМА М88, РЛС Тэйлс RBE (разрабатывается вариант с АФАР). Экспортных поставки (пошли после Индии, хотя вместо 126 машин там взяли всего 36…): Египет (поставлено 24 + 30 еще заказано), Индия (поставленo 29 из заказанных 36+18/36 опцион c неизвестными перспективами), Катар ( заказано 36 + 36 опцион, поставлено 27), Греция берет 24 самолетов (из них только 12 новых), Хорватия (12), Индонезия (вроде бы заказали 42 самолета – посмотрим – согласовали пока первую партию из 6 машин…), Эмираты (аж 80 штук заказано). На сегодняшний день выпущено (с 1992 года) 240+ “Рафалей” (всего французы заказали пока что 180 машин при первоначальном плане в 286 – потом он снижался до 234 и 212 – включая и палубные для флота). Носители ЯО. Принимали участие в БД.


Скорость до 1.910 км/ч, макс.взлетный вес 24,5 т, потолок 15.200м, вооружение 1 пушка (30-мм), до 9,5 т боевой нагрузки, включая УР

6) Дассо “Нейрон”
Прототип ударного БПЛА совершил первый полет в 2012 году. Двигатель – Роллс-Ройс “Адур” (на серийных – на базе М88). К программе привлечены Швеция,Испания, Италия, Греция, но Дассо оставляет за собой больше 50%ной доли.


Скорость до 980 км/ч, макс.взлетный вес 7 т, потолок 14.000м, вооружение 2 УАБ, первый полет – 2012 год

Обсуждается возможность разработки перспективного истребителя совместно с Германией (остается вероятность превращения в общеевропейскую программу, но пока уболтали только испанцев – англичане с “Темпестом” конкуренты – вместе с итальянцами и шведами)

Ну и еще один самолет, турбовинтовой:

7) Бреге “Атлантик”

Базовый патрульный самолет, первый полет – октябрь 1961 г. Двигатели – Р-Р Тайн. Выпускался до 1994 г ( с перерывами), всего 115 машин, поставлялся Германии (20 самолетов), Нидерландам (9), Италии (18) и Пакистану (3, из наличия). Принимал участие в агрессии против Ливии, Югославии (как воздушный КП), Мали, Ирака и Сирии (как носитель УР – !). Находится на вооружении.

Скорость до 650 км/ч, макс.взлетный вес 46,2 т, потолок 9.200м, вооружение до 3,5 т боевой нагрузки, включая УР, ГБ, торпеды

Как видим доля Франции на мировом рынке истребителей постепенно сокращается, но еще они надеются на прорыв с “Рафалем”. Всего французы выпустили больше 6.800 реактивных боевых самолетов собственной или совместной разработки (по штукам чуть больше чехов, но с лицензионными – у Франции их всего ок. 460 – славяне впереди!) и остаются одной из немногих стран в мире способных производить современные боевые самолеты высокого уровня (т.е. без УБС и легких машин), со всеми их компонентами, включая двигатели, авионику и вооружение…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.