В 50-е годы в Британии производился малой серией турбовинтовой палубный ударный истребитель Уэстленд “Вайверн” – “редкий зверь” в боевой авиации! (отмечен во 1-й части)

Продолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.

До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 – https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Франция, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-2-zolotoj-vek/
Франция, Часть 3 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-3/
Британия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-1-pochivanie-na-lavrah/
Британия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-2-nositeli-jao/
Британия, Часть 3 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-3-evrostrategicheskie-bombardirovshhiki/

Продолжим с Британией:В конце 40-х и в 50-е годы британский авиапром шел в ногу со временем – стреловидные крылья, сверхзвук, БРЭО нового поколения, внедрение УРО. В этой части – истребители т.н. “1-го и 2-го поколений”, правда из них только одному удалось добиться серьезного успеха:

1) Супермарин “Свифт”
Фактически представлял из себя “Аттакер” со стреловидным крылом, создан в 1948 году. У.Черчилль, вернувшийся в кресло премьер-министра в 1951 году считал пр-во “Свифтов” сверхприоритетной задачей (в свете войны в Корее). Двигатель Роллс-Ройс “Эвон”. В 1952-58 гг выпущено 197 “Свифтов”, на экспорт не поставлялись, в БД участия не принимали. С вооружения снят.


Скорость до 1.150 км/ч, макс.взлетный вес 9,4 т, потолок 14.000м, вооружение 2 пушки (30-мм)

2) Хокер “Хантер”
Самый удачный британский истребитель данного периода создан в 1951 году. Двигатели Роллс-Ройс “Эвон” или Армстронг Сиддли “Сапфир”. В 1953-64 гг произведено 1.972 “Хантера” (по лицензии выпускался в Нидерландах – 220 истребителей, Бельгии – 152 и Швейцарии – 88), поставлялся на экспорт (помимо лицензиатов) почти в 20 стран, в т.ч. Индию (187 самолетов), Швецию (120), Швейцарию (допоставлено 64 истребителя), Чили (47), Ирак (46). Большая часть мелких экспортных поставок – вторичные – компания выкупала самолеты у ВВС и проводила их модернизацию “под клиента”. Принимали участие в многочисленных конфликтах и пр., например в 1973 году штурмовали президентский дворец Ла-Монеда в Чили. С вооружения снят (в нек-рых странах в сер. 90-х годов), кроме 4-х самолетов ВВС Ливана.


Скорость до 1.150 км/ч, макс.взлетный вес 11,2 т, потолок 15.200м, вооружение 4 пушки (30-мм), до 2,1 т бомб, НУРС или УР

3) Де Хэвиленд “Си Виксен”
Двухбалочный палубный истребитель создан в 1951 году. 2 двигателя Роллс-Ройс “Эвон”. РЛС GEC AI.18. В 1958-64 гг выпущено 145 “Си Виксенов”, на экспорт не поставлялся, в БД участия не принимал. С вооружения снят. Носитель ЯО.


Скорость до 1.110 км/ч, макс.взлетный вес 21,2 т, потолок 14.600м, вооружение до 900 кг боевой нагрузки – 4 УР “в-в”, НУРС и бомбы

4) Глостер “Джавелин”
Истребитель-перехватчик создан в 1951 году. 2 двигателя Армстронг Сиддли “Сапфир”. РЛС американская Вестингауз AN/APQ-43. В 1954-59 гг выпущено 436 “Джавелинов”, на экспорт не поставлялся. Принимал участие в БД в Малайзии. С вооружения снят.


Скорость до 1.140 км/ч, макс.взлетный вес 19,6 т, потолок 15.900м, вооружение 4 пушки (30-мм) и 4 УР “в-в”

5) Инглиш Электрик “Лайтнинг”
Прототип единственного 2-махового истребителя британской разработки полетел в 1954 году. 2 вертикально расположенных двигателя Роллс-Ройс “Эвон ” (с формажом). РЛС Ферранти AI-23. В 1959-69 гг выпущено 337 “Лайтнингов”, поставлялись на экспорт в Сауд.Аравию (40 истребителей) и Кувейт (14). В БД участие принимали саудовские самолеты – как ударные в Йемене (!), с вооружения снят. Впервые в истории авиации продемонстрировал возможность полета на сверхзвуковой крейсерской скорости.


Скорость до 2.100 км/ч, макс.взлетный вес 20,8 т, потолок 16.000м, вооружение 2 пушки (30-мм) и 2 УР “в-в”

6) Фолланд “Нэт”
Этот легкий истребитель и УБС разработан в 1955 году в порядке частной инициативы фирмы. Двигатель Бристоль Сиддли “Орфей”. В 1959-82 гг выпущено 449 “Нэтов” (в основном по лицензии в Индии – 316, включая 79 нелицензионных “Эджитов” “собственной разработки”). Поставлялись в Финляндию (13 машин, лицензионное пр-во “не пошло”) и Югославию (всего 2). В Британии состояли на вооружении только УБС. Принимали участие в индо-пакистанских войнах. С вооружения снят.



Скорость до 1.120 км/ч (“Аджит” – 1.150), макс.взлетный вес 4,1 т (4,2), потолок 14.600м (13.700), вооружение 2 пушки (30-мм), до 450 кг (900) боевой нагрузки


Прототип 2-махового истребителя Сандерс-Рое SR.53 с комбинированной ДУ (ТРД и ЖРД), в серию не пошел – деньги “переключили” на ракеты

Усилия британцев в этот период привели, в общем, к средним результатам и в дальнейшем на рынке боевых самолетов “Метеоры”, “Вампиры”, “Хантеры” и “Канберры” будут все больше заменяться “Миражами” и F-5 “Фридом Файтерами”…
Следующая часть, заключительная – современный британский авиапром, начиная с “Харриера”.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.