Бристоль 188 — прототип 60-х годовПродолжение справочника «Боевые реактивные самолеты».
До этого было:
Швеция — https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания — https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия — https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша — https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния — https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 — https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Франция, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-2-zolotoj-vek/
Франция, Часть 3 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-3/
Британия, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-1-pochivanie-na-lavrah/
Британия, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-2-nositeli-jao/
Британия, Часть 3 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-3-evrostrategicheskie-bombardirovshhiki/
Британия, Часть 4 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-4-metanija-i-popytka-uderzhatsja-naverhu/
Продолжим с Британией:Очередной этап истории британского авиапрома (он продолжается до сих пор) характеризуется тем, что большинство проектов реализуется совместно с другими странами, хотя и в первых рядах — «сил» на самостоятельное развитие авиапрома уже нет — причем и гражданского тоже.

1) Хокер «Харриер»
Этот наверное самый известный британский послевоенный самолет — первый в мире СВВП — поднялся в воздух (прототип) в 1960 году. Двигатель — Роллс-Ройс «Пегасус» с поворотными соплами (когда А.Яковлева укоряли низкими ТТХ Як-38 он парировал — дайте мне двигатель как у «Харриера», будет вам хороший самолет!»). На палубном истребителе «Си Харриер» — РЛС Ферранти «Блю Фокс» или «Блю Виксен». Самолет изначально заинтересовал американцев (точнее — морпехов), но британцы вышли из совместного проекта по созданию «Харриера II» (в 1975 году, вернулись в 1981, но американцы уже были главными — пригласили в проект Испанию и Италию), поэтому американские, испанские и итальянские машины СВВП «2-го поколения» рассматриваются отдельно. Всего в 1963-2003 гг (с перерывами) произведен 545 «Харриеров» (включая прототипы, вариант «Кестрел», палубный истребитель, и палубный или наземный штурмовик, а также учебные версии), они поставлялись США (110 самолетов — редкий случай, обозначались AV-8A), Индию (27) и Испанию (14, обозначались «Матадор», поставлялись через США — из-за Гибралтара). Испанские самолеты позже перепроданы в Таиланд. Принимали участие в БД на Фолклендах, в Заливе и Югославии. С вооружения сняты (кроме Индии), британские машины проданы в США на запчасти за бесценок (2011 год).


Скорость до 1.180 км/ч («Харриер II» — 1.060), макс.взлетный вес 11,4 т (14,1), потолок 15.600м (15.200), вооружение 2 пушки (30-мм, на «Харриер II» — 25-мм, в подвесных контейнерах), до 2,3 т (3,6) бомб, НУРС или УР

2) СЕПЕКАТ «Ягуар»
Этот ударный самолет создан совместно с Францией в 1968 году. 2 двигателя совместной разработки Роллс-Ройс т Турбомека «Адур». Всего в 1973-1999 гг выпущено 392 «Ягуара» (включая лицензионное производство в Индии — 126 самолетов — с морскими, французского варианта). Поставлялся на экспорт в Индию (40 самолетов), Оман (24), Нигерию (18) и Эквадор (12). Продвинуть по лицензии в Японию самолет не удалось — там создали свой вариант. Принимали участие в БД в Заливе, Югославии и Латин.Америке. Носитель ЯО. С вооружения в Британии снят, в Индии модернизируется, с возможной заменой двигателей на американские.


Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 15,7 т, потолок 14.000м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 4,5 т боевой нагрузки, включая УР

3) БАе «Хок»
Этот УБС и легкий штурмовик создан в 1974 году. Двигатель Роллс-Ройс «Адур». Всего с 1976 года выпущено ок. 1000 «Хоков» (в т.ч. по лицензии в США — 223 палубных самолетов, обозначение Т-45, Индии — 103, производство продолжается +20 машин — опцион, Финляндии — 46, Австралии — 21, Швейцарии — 19), производство продолжается и в самой Британии (нынешний вариант — 120+/165) — заказы от Саудовской Аравии, Омана. Поставлялся на экспорт помимо лицензиатов в 12 стран, в т.ч. Индонезию (60 самолетов), Саудовскую Аравию (45, поставка продолжается), ОАЭ (38), ЮАР (24), Канаду (22, обозначение СТ-155). В числе поставленных — 62 одноместных «Хок» 200. Принимал участие в БД малой интенсивности. Состоит на вооружении.


Скорость до 1.030 км/ч, макс.взлетный вес 9,1 т, потолок 13.6 м, вооружение 1 пушка (30-мм в подвесном контейнере), до 3,1 т боевой нагрузки, включая УР

4) Панавиа «Торнадо»
Этот истребитель с изменяемой геометрией крыла был создан совместно с Германией и Италией в 1974 году. 2 двигателя совместно доработанный и выпускаемый вариант британского Роллс-Ройс RB.199. 2 РЛС: британская Декка «72» и лицензионная американская Тексас инструментс (на истребителе — Ферранти «Фоксхантер»). Всего Британия выпустила в 1979-98 гг 529 «Торнадо» в вариантах ударного самолета и истребителя-перехватчика. Поставлялся в Саудовскую Аравию (120 самолетов). Принимали участие в агрессиях в Ираке, Югославии, Афганистане и Ливии. Носитель ЯО. С вооружения снят (в апреле 2019 г.)


Скорость до 2,2М, макс.взлетный вес 28т, потолок 15.200м, вооружение 2 пушки (27-мм, на истребителе — 1), до 12 УР, всего до 9т боевой нагрузки

5) Еврофайтер «Тайфун»
Многоцелевой истребитель создан совместно с Германией, Италией и Испанией в 1994 году (британский прототип ЕАР полетел в 1986 году). 2 двигателя совместной разработки Евроджет EJ200 (создан на базе прототипа Роллс-Ройc). Радар совместный (на базе британских наработок). С 1994 года Британия выпустила 244 «Тайфуна», производство продолжается (ВВС получили все 160 машин). Поставляются на экспорт в Саудовскую Аравию (общий заказ 72 самолета, все поставлены) и Оман (12 поставлено). Получен заказ от Катара на 24 самолета. Принимали участие в БД в Ливии. Носитель ЯО.


Скорость до 2.500 км/ч, макс.взлетный вес 23,5т, потолок 16.800м, вооружение 1 пушка (27-мм), до 7,5т боевой нагрузки

6) БАе «Таранис»
Прототип полуавтоматического малозаметного ударного БПЛА совершил свой первый полет в 2013 г. Данные отрывочны, после 2016 г программа «встала». Требования — разведка и нанесение ударов на большой/межконтинентальной дальности, в т.ч. и без вмешательства операторов (т.е. робот-убийца или шаг к нему) или в связке с пилотируемыми самолетами. Двигатель Роллс-Ройс «Адур».


Скорость н/д (дозвуковая), макс.взлетный вес 8,0 т, потолок н/д, вооружение в двух бомбоотсеках

Разработка перспективного истребителя «Темпест» будет вестись партнерами — Швецией и Италией (возможно и азиатов подтащат — с деньгами), Германия и Франция (+Испания) «торят свой путь» — пока, а американе не желают играть роль «лесника»

Проект «ТЕМПЕСТ» — не более, чем демонстрация готовности к переговорам

 


EAP — британский прототип Еврофайтера, взлетевший почти на 10 лет раньше

Т.о. за 70 лет ( с 1943 года) британский авиапром выпустил всего более 18.300 боевых реактивных самолетов (т.е. больше, чем Франция, Германия, Италия, Швеция и Испания вместе взятые!). Конечно от поколения к поколению техника усложнялась, дорожала, серийность падала, а конкуренция на рынке росла. Британия, для себя, нашла выход в международном сотрудничестве (с США, Францией, Германией, Италией и даже Испанией). У себя лицензионное пр-во самолетов иностранной конструкции не организовывалось В свою очередь британские самолеты производились по лицензии во многих странах, вкл. США, Францию и Индию.
P.S. Прежде чем перейти к Азии попробую составить по Европе общую супертаблицу. Пока скажу лишь, что Европа и Средиземноморье всего выпустили ок. 40.000 боевых реактивных самолетов собственной конструкции и еще 8.000 самолетов «внешней» разработки произвели по лицензии.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.