Бристоль 188 – прототип 60-х годовПродолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 – https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Франция, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-2-zolotoj-vek/
Франция, Часть 3 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-3/
Британия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-1-pochivanie-na-lavrah/
Британия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-2-nositeli-jao/
Британия, Часть 3 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-3-evrostrategicheskie-bombardirovshhiki/
Британия, Часть 4 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-4-metanija-i-popytka-uderzhatsja-naverhu/
Продолжим с Британией:Очередной этап истории британского авиапрома (он продолжается до сих пор) характеризуется тем, что большинство проектов реализуется совместно с другими странами, хотя и в первых рядах – “сил” на самостоятельное развитие авиапрома уже нет – причем и гражданского тоже.

1) Хокер “Харриер”
Этот наверное самый известный британский послевоенный самолет – первый в мире СВВП – поднялся в воздух (прототип) в 1960 году. Двигатель – Роллс-Ройс “Пегасус” с поворотными соплами (когда А.Яковлева укоряли низкими ТТХ Як-38 он парировал – дайте мне двигатель как у “Харриера”, будет вам хороший самолет!”). На палубном истребителе “Си Харриер” – РЛС Ферранти “Блю Фокс” или “Блю Виксен”. Самолет изначально заинтересовал американцев (точнее – морпехов), но британцы вышли из совместного проекта по созданию “Харриера II” (в 1975 году, вернулись в 1981, но американцы уже были главными – пригласили в проект Испанию и Италию), поэтому американские, испанские и итальянские машины СВВП “2-го поколения” рассматриваются отдельно. Всего в 1963-2003 гг (с перерывами) произведен 545 “Харриеров” (включая прототипы, вариант “Кестрел”, палубный истребитель, и палубный или наземный штурмовик, а также учебные версии), они поставлялись США (110 самолетов – редкий случай, обозначались AV-8A), Индию (27) и Испанию (14, обозначались “Матадор”, поставлялись через США – из-за Гибралтара). Испанские самолеты позже перепроданы в Таиланд. Принимали участие в БД на Фолклендах, в Заливе и Югославии. С вооружения сняты (кроме Индии), британские машины проданы в США на запчасти за бесценок (2011 год).


Скорость до 1.180 км/ч (“Харриер II” – 1.060), макс.взлетный вес 11,4 т (14,1), потолок 15.600м (15.200), вооружение 2 пушки (30-мм, на “Харриер II” – 25-мм, в подвесных контейнерах), до 2,3 т (3,6) бомб, НУРС или УР

2) СЕПЕКАТ “Ягуар”
Этот ударный самолет создан совместно с Францией в 1968 году. 2 двигателя совместной разработки Роллс-Ройс т Турбомека “Адур”. Всего в 1973-1999 гг выпущено 392 “Ягуара” (включая лицензионное производство в Индии – 126 самолетов – с морскими, французского варианта). Поставлялся на экспорт в Индию (40 самолетов), Оман (24), Нигерию (18) и Эквадор (12). Продвинуть по лицензии в Японию самолет не удалось – там создали свой вариант. Принимали участие в БД в Заливе, Югославии и Латин.Америке. Носитель ЯО. С вооружения в Британии снят, в Индии модернизируется, с возможной заменой двигателей на американские.


Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 15,7 т, потолок 14.000м, вооружение 2 пушки (30-мм), до 4,5 т боевой нагрузки, включая УР

3) БАе “Хок”
Этот УБС и легкий штурмовик создан в 1974 году. Двигатель Роллс-Ройс “Адур”. Всего с 1976 года выпущено ок. 1000 “Хоков” (в т.ч. по лицензии в США – 223 палубных самолетов, обозначение Т-45, Индии – 103, производство продолжается +20 машин – опцион, Финляндии – 46, Австралии – 21, Швейцарии – 19), производство продолжается и в самой Британии (нынешний вариант – 120+/165) – заказы от Саудовской Аравии, Омана. Поставлялся на экспорт помимо лицензиатов в 12 стран, в т.ч. Индонезию (60 самолетов), Саудовскую Аравию (45, поставка продолжается), ОАЭ (38), ЮАР (24), Канаду (22, обозначение СТ-155). В числе поставленных – 62 одноместных “Хок” 200. Принимал участие в БД малой интенсивности. Состоит на вооружении.


Скорость до 1.030 км/ч, макс.взлетный вес 9,1 т, потолок 13.6 м, вооружение 1 пушка (30-мм в подвесном контейнере), до 3,1 т боевой нагрузки, включая УР

4) Панавиа “Торнадо”
Этот истребитель с изменяемой геометрией крыла был создан совместно с Германией и Италией в 1974 году. 2 двигателя совместно доработанный и выпускаемый вариант британского Роллс-Ройс RB.199. 2 РЛС: британская Декка “72” и лицензионная американская Тексас инструментс (на истребителе – Ферранти “Фоксхантер”). Всего Британия выпустила в 1979-98 гг 529 “Торнадо” в вариантах ударного самолета и истребителя-перехватчика. Поставлялся в Саудовскую Аравию (120 самолетов). Принимали участие в агрессиях в Ираке, Югославии, Афганистане и Ливии. Носитель ЯО. С вооружения снят (в апреле 2019 г.)


Скорость до 2,2М, макс.взлетный вес 28т, потолок 15.200м, вооружение 2 пушки (27-мм, на истребителе – 1), до 12 УР, всего до 9т боевой нагрузки

5) Еврофайтер “Тайфун”
Многоцелевой истребитель создан совместно с Германией, Италией и Испанией в 1994 году (британский прототип ЕАР полетел в 1986 году). 2 двигателя совместной разработки Евроджет EJ200 (создан на базе прототипа Роллс-Ройc). Радар совместный (на базе британских наработок). С 1994 года Британия выпустила 244 “Тайфуна”, производство продолжается (ВВС получили все 160 машин). Поставляются на экспорт в Саудовскую Аравию (общий заказ 72 самолета, все поставлены) и Оман (12 поставлено). Получен заказ от Катара на 24 самолета. Принимали участие в БД в Ливии. Носитель ЯО.


Скорость до 2.500 км/ч, макс.взлетный вес 23,5т, потолок 16.800м, вооружение 1 пушка (27-мм), до 7,5т боевой нагрузки

6) БАе “Таранис”
Прототип полуавтоматического малозаметного ударного БПЛА совершил свой первый полет в 2013 г. Данные отрывочны, после 2016 г программа “встала”. Требования – разведка и нанесение ударов на большой/межконтинентальной дальности, в т.ч. и без вмешательства операторов (т.е. робот-убийца или шаг к нему) или в связке с пилотируемыми самолетами. Двигатель Роллс-Ройс “Адур”.


Скорость н/д (дозвуковая), макс.взлетный вес 8,0 т, потолок н/д, вооружение в двух бомбоотсеках

Разработка перспективного истребителя “Темпест” будет вестись партнерами – Швецией и Италией (возможно и азиатов подтащат – с деньгами), Германия и Франция (+Испания) “торят свой путь” – пока, а американе не желают играть роль “лесника”

Проект “ТЕМПЕСТ” – не более, чем демонстрация готовности к переговорам

 


EAP – британский прототип Еврофайтера, взлетевший почти на 10 лет раньше

Т.о. за 70 лет ( с 1943 года) британский авиапром выпустил всего более 18.300 боевых реактивных самолетов (т.е. больше, чем Франция, Германия, Италия, Швеция и Испания вместе взятые!). Конечно от поколения к поколению техника усложнялась, дорожала, серийность падала, а конкуренция на рынке росла. Британия, для себя, нашла выход в международном сотрудничестве (с США, Францией, Германией, Италией и даже Испанией). У себя лицензионное пр-во самолетов иностранной конструкции не организовывалось В свою очередь британские самолеты производились по лицензии во многих странах, вкл. США, Францию и Индию.
P.S. Прежде чем перейти к Азии попробую составить по Европе общую супертаблицу. Пока скажу лишь, что Европа и Средиземноморье всего выпустили ок. 40.000 боевых реактивных самолетов собственной конструкции и еще 8.000 самолетов “внешней” разработки произвели по лицензии.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.