Изделия иранского авиапрома на выставке – “Тазарв”, “Азаракх” и “Саеге”

Продолжение справочника “Боевые реактивные самолеты”.
До этого было:
Швеция – https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания – https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия – https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша – https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния – https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 – https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Франция, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-2-zolotoj-vek/
Франция, Часть 3 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-3/
Британия, Часть 1 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-1-pochivanie-na-lavrah/
Британия, Часть 2 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-2-nositeli-jao/
Британия, Часть 3 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-3-evrostrategicheskie-bombardirovshhiki/
Британия, Часть 4 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-4-metanija-i-popytka-uderzhatsja-naverhu/
Британия, Часть 5 – https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-5-sovremennoe-sostojanie-i-perspektivy/
Двигаемся дальше в Азию, продолжим с Ирана:

При шахе ВВС Ирана обильно снабжались американцами (в частности страна стала единственным иностранным покупателем истребителя F-14) и особой нужды в развитии собственного авиапрома не испытывала. Ситуация изменилась после исламской революции – Америка перстала быть иранским арсеналом. Но “помог” бывший враг – Ирак – во время Войны в Заливе часть его самолетов перелетела в Иран и была реквизирована местными ВВС. Незначительные поставки авиатехники на рубеже 80-90-х годов происходили из России/СССР и Китая, но потом и этот ручеек иссяк – американцы довольно эффективно применяют санкции против компаний сотрудничающих с их противниками, а наши “умники” даже не могут выстроить простейшие организационные парирующие схемы…
Так что стране пришлось браться за дело самой (участие иностранных специалистов в проектах официально не подтверждается!). Самые большие проблемы, как обычно бывает в подобных случаях – двигатели…
Посмотрим, что получается (сведения НЕ точные – и очень разные):

1) Оуджи “Тазарв”/”Донки”/”Дорна”
Этот УБС создан в 2002 году. Двигатель – Дженерал Электрик J85 (из запасов). Планер – полностью из композитных материалов и пластика. Производство началось в 2005 году, сообщается, что заказано 25 самолетов. Оценочно, на сегодняшний день выпущено 5-15 “Тазарвов” (данные разнятся)
Скорость до 650 км/ч, макс.взлетный вес 4 т, потолок 11.600м, вооружение – н/д(видимо  есть   разные  варианты  -на  уровне  прототипов)2) HESA “Саеге”
Этот легкий истребитель создан в 2004 году на базе американского F-5E и его иранской нелицензионной версии “Азаракх” (на рубеже 90-0-х годов выпущено больше 10 самолетов, производство остановлено, будут учтены в американском томе). 2 двигателя (вероятно американские J85 из запасов). Сообщалось о наличии РЛС иранской разработки. Внешние отличия от F-5E – V-образное хвостовое оперение. В производстве с 2007 года, выпущено (оценка) 10-20 “Саеге”, производство продолжается, в разработке модификация “Саеге-2” (есть “подозрения”, что все это не вновь выпущенные самолеты, а переделка F-5 из наличия…)
Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 9 т, потолок 16.000м, вооружение 2 пушки (20-мм), до 3,2 т боевой нагрузки)
“Коусар”
Все пришло к своему логическому завершению летом этого года – обьявлено о первом полете “отечественного” истребителя “Коусар” (2-местный) – американе сразу заявили, что это нелегальная копия их F-5 и ничего более… С движками, опять же, непонятно.4) “Каррар”
Этот ударный беспилотник создан в 2009 году. Двигатель – “Тулу”, иранская версия французского “Микротурбо”. Предположительно в производстве с 2010 года, выпущено больше 10 “Карраров”.



Скорость до 900 км/ч, макс.взлетный вес н/д, потолок н/д, вооружение  до 0,5 т боевой нагрузки

Сообщается и о других ударных БПЛА на вооружении армейской авиации (нек-рые применялись в Сирии):
– “Шахед 136” (средний, винтовой/поршневой)

– “Шахид 149” (тяжелый, примерный аналог “Предейтора”)
Разрабатываются и другие, вкл. реактивные БПЛА “стелс”…

Ну, о “Шахиде-136” только глухой не слышал, напомню ТТХ:

200 кг масса

30-50 кг БЧ

до 200 км/ч скорость

1.700-2.500 км дальность

10-50.000 долл. стоимость…

 


К презентации иранского истребителя “5-го поколения” “Кахер-313” многие отнеслись скептически, пока кроме пробежки по ВПП в прошлом году он ничего не продемонстрировал…
Кроме того, при помощии специалистов МиГа, тоже ведется разработка перспективного истребителя

Таким образом Иран предпринимает разнообразные усилия по организации самостоятельной разработки и производства боевых реактивных самолетов. Результат количественно оценить сложно.
Продолжается разработка перспективного истребителя “Шафаг” и ударных беспилотников малой заметности. О малейших своих успехах (к-рые, несомненно, имеются!) в создании собственного ВиВТ персы сообщают, скажем так, иногда даже преждевременно…

P.S. Недавно совершил первый полет еще один УБС персидской разработки: https://nosikot.livejournal.com/6059000.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.