Изделия иранского авиапрома на выставке — «Тазарв», «Азаракх» и «Саеге»

Продолжение справочника «Боевые реактивные самолеты».
До этого было:
Швеция — https://nosikot.ru/shvedskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Испания — https://nosikot.ru/ispanskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Голландия — https://nosikot.ru/edinstvennyj-gollandskij-reaktivnyj-boevoj-samolet-sobstvennoj-razrabotki-fokker-samo-soboj/
Польша — https://nosikot.ru/polskie-reaktivnye-boevye-samolety/
Румыния — https://nosikot.ru/rumynskie-boevye-reaktivnye-samolety/
Югославия — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-neschastnoj-byvshej-jugoslavii/
Чехия — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chehija-umershij-monstr-aviaproma-v-vostochnoj-evrope/
Швейцария — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-shvejcarii/
Германия, Ч.1 (2-я Мировая) — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-germanija-ch-1-2-ja-mirovaja/
Германия, Ч.2 — https://nosikot.ru/spravochnik-boevye-reaktivnye-samolety-germanija-ch-2/
Италия, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-italija-ch-1/
Италия, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-italii-spravochnik-ch-2/
Израиль — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-izrailja-spravochnik/
Лицензионное пр-во в Европе — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-chto-po-licenzii-proizvodili-v-evrope/
Франция, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-1/
Франция, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-2-zolotoj-vek/
Франция, Часть 3 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-francija-ch-3/
Британия, Часть 1 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-1-pochivanie-na-lavrah/
Британия, Часть 2 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-2-nositeli-jao/
Британия, Часть 3 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-3-evrostrategicheskie-bombardirovshhiki/
Британия, Часть 4 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-britanii-ch-4-metanija-i-popytka-uderzhatsja-naverhu/
Британия, Часть 5 — https://nosikot.ru/boevye-reaktivnye-samolety-spravochnik-britanija-ch-5-sovremennoe-sostojanie-i-perspektivy/
Двигаемся дальше в Азию, продолжим с Ирана:

При шахе ВВС Ирана обильно снабжались американцами (в частности страна стала единственным иностранным покупателем истребителя F-14) и особой нужды в развитии собственного авиапрома не испытывала. Ситуация изменилась после исламской революции — Америка перстала быть иранским арсеналом. Но «помог» бывший враг — Ирак — во время Войны в Заливе часть его самолетов перелетела в Иран и была реквизирована местными ВВС. Незначительные поставки авиатехники на рубеже 80-90-х годов происходили из России/СССР и Китая, но потом и этот ручеек иссяк — американцы довольно эффективно применяют санкции против компаний сотрудничающих с их противниками, а наши «умники» даже не могут выстроить простейшие организационные парирующие схемы…
Так что стране пришлось браться за дело самой (участие иностранных специалистов в проектах официально не подтверждается!). Самые большие проблемы, как обычно бывает в подобных случаях — двигатели…
Посмотрим, что получается (сведения НЕ точные — и очень разные):

1) Оуджи «Тазарв»/»Донки»/»Дорна»
Этот УБС создан в 2002 году. Двигатель — Дженерал Электрик J85 (из запасов). Планер — полностью из композитных материалов и пластика. Производство началось в 2005 году, сообщается, что заказано 25 самолетов. Оценочно, на сегодняшний день выпущено 5-15 «Тазарвов» (данные разнятся)
Скорость до 650 км/ч, макс.взлетный вес 4 т, потолок 11.600м, вооружение — н/д(видимо  есть   разные  варианты  -на  уровне  прототипов)2) HESA «Саеге»
Этот легкий истребитель создан в 2004 году на базе американского F-5E и его иранской нелицензионной версии «Азаракх» (на рубеже 90-0-х годов выпущено больше 10 самолетов, производство остановлено, будут учтены в американском томе). 2 двигателя (вероятно американские J85 из запасов). Сообщалось о наличии РЛС иранской разработки. Внешние отличия от F-5E — V-образное хвостовое оперение. В производстве с 2007 года, выпущено (оценка) 10-20 «Саеге», производство продолжается, в разработке модификация «Саеге-2» (есть «подозрения», что все это не вновь выпущенные самолеты, а переделка F-5 из наличия…)
Скорость до 1.700 км/ч, макс.взлетный вес 9 т, потолок 16.000м, вооружение 2 пушки (20-мм), до 3,2 т боевой нагрузки3) «Коусар»
Все пришло к своему логическому завершению летом этого года — обьявлено о первом полете «отечественного» истребителя «Коусар» (2-местный) — американе сразу заявили, что это нелегальная копия их F-5 и ничего более… С движками, опять же, непонятно.

4) «Каррар»
Этот ударный беспилотник создан в 2009 году. Двигатель — «Тулу», иранская версия французского «Микротурбо». Предположительно в производстве с 2010 года, выпущено больше 10 «Карраров».



Скорость до 900 км/ч, макс.взлетный вес н/д, потолок н/д, вооружение  до 0,5 т боевой нагрузки

Сообщается и о других ударных БПЛА на вооружении армейской авиации (нек-рые применялись в Сирии):
— «Шахед 129» (средний, винтовой/поршневой)
— «Фотрос» (возможно — вариант предыдущего)
— «Хамасех» (легкий)
— «Сарир-110» (?)

 


К презентации иранского истребителя «5-го поколения» «Кахер-313» многие отнеслись скептически, пока кроме пробежки по ВПП в прошлом году он ничего не продемонстрировал…
Кроме того, при помощии специалистов МиГа, тоже ведется разработка перспективного истребителя

Таким образом Иран предпринимает разнообразные усилия по организации самостоятельной разработки и производства боевых реактивных самолетов. Результат количественно оценить сложно.
Продолжается разработка перспективного истребителя «Шафаг» и ударных беспилотников малой заметности. О малейших своих успехах (к-рые, несомненно, имеются!) в создании собственного ВиВТ персы сообщают, скажем так, иногда даже преждевременно…

P.S. Недавно совершил первый полет еще один УБС персидской разработки: https://nosikot.livejournal.com/6059000.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.